При эксплуатации на дизель-поезд воздействуют самые различные факторы: температура, влажность,
ветер и др., техническое состояние пути, его профиль.
Под влиянием этих факторов по мере увеличения количества часов работы или пробега узлы и
агрегаты дизель-поезда постепенно изнашиваются, что ведет к изменению геометрических размеров,
характера посадки сопряженных поверхностей, уменьшению прочности многих деталей и т. д.
Различные резиновые уплотнения и дюриты теряют эластичность, поверхность их покрывается
трещинами и разрушается. Фильтры для очистки топлива, масла и воздуха загрязняются и
перестают выполнять свои функции.
Износ и старение многих узлов и деталей можно уменьшить, если своевременно привести в
норму увеличившийся зазор, добавить или заменить масло, очистить, заменить фильтры и
износившуюся деталь, т. е. выполнить вовремя техническое обслуживание и ремонт дизель-поездов.
Техническое обслуживание дизель-поездов состоит из комплекса работ по осмотру, очистке,
креплению , регулировке, смазке и т. д., предназначено для поддержания дизель-поезда в
состоянии технической готовности к работе.
Ремонт дизель-поезда включает в себя комплекс работ по восстановлению его нормального
технического состояния путем ремонта или замены деталей, устранения повреждений. Производится
ремонт через определенный пробег или срок, продолжительность которого зависит от износа
основных деталей и механизмов поезда.
Все виды технического обслуживания и текущего ремонта дизель-поезда проходят между капитальными
ремонтами (КР). Чередование ремонтов и пробеги между ними приведены в следующей таблице:
Техническое обслуживание ТО-1 дизель-поездов выполняют локомотивные бригады при приемке и
сдаче поезда. Конкретный перечень работ по выполнению ТО-1 устанавливает служба локомотивного
хозяйства. В этот перечень входят работы по проверке экипажной части поезда, наличия масла,
топлива, воды во всех агрегатах и системах и выполнение мелкого служебного ремонта.
При техническом обслуживании ТО-2, ТО-3 и частично при текущем ремонте ТР-1 производят
осмотр, проверку работы и надежность крепления оборудования, связанного с безопасностью
движения дизель-поезда.
ТО-2 выполняют бригады слесарей на смотровых канавах при участии локомотивных бригад в
сроки, которые в зависимости от местных условий устанавливает начальник дороги, но не
более чем через 48 ч.
На ТО-3 делают анализ масла дизеля; проверяют работу передачи, смазку деталей; осматривают
коллекторы, щетки электромашин; зачищают контакты электроаппаратов; измеряют плотность
электролита аккумуляторов; ремонтируют тормоза и т. д.
При ТР-1, помимо работ, выполняемых на ТО-3, снимают и проверяют форсунки дизеля, клапаны
компрессора, осматривают через люки зубчатые колеса осевых редукторов.
При текущем ремонте ТР-2, кроме работ при ТО-3 и ТР-1, снимают для ревизии и ремонта часть
механического (в том числе компрессор) и электрического вспомогательного оборудования,
аккумуляторную батарею для перезарядки, производят промежуточную ревизию буксовых подшипников
и подшипников электрических машин. При необходимости обтачивают колесные пары, делают
периодическую ревивию тормозного оборудования, а также наладочные испытания дизель-поезда.
Текущий ремонт ТР-2 выполняют для дизель-поездов ДР-1, так как у них значительно большие
пробеги между ремонтами, чем у поездов типов Д и Д1.
ТР-3 установлен для осмотра отдельных узлов и механизмов после их разборки, замены и
восстановления деталей, которые имеют износ и не обеспечат работу до очередного ТР-3 или
заводского ремонтов. При ТР-3 разбирают дизель, передачу, тележки; обтачивают колесные пары
или заменяют бандажи, а роликовым буксам делают полную ревизию. Ответственные детали
подвергают электромагнитной и ультразвуковой дефектоскопии. После ТР-3 дизель-поезд
окрашивают и подвергают контрольно-наладочным и путевым испытаниям.
Крупные оздоровительные работы по дизель-поезду выполняют на ремонтных заводах. Заводской
ремонт подразделяют на капитальный, КР-1 и КР-2. При капитальном ремонте КР-1
восстанавливают эксплуатационные характеристики дизель-поезда, ремонтируя или заменяя
изношенные или поврежденные механизмы и детали. Отдельные агрегаты подвергают
капитальному ремонту.
Капитальный ремонт (КР-2) предназначен для восстановления всех узлов и деталей до
начальных размеров или их замены новыми.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕМОНТА ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОВ
Депо для ремонта дизель-поездов имеет те же отделения и цехи, что и тепловозное депо. В
тепловозных депо с приписным парком дизель-поездов длина цеха для ТО-3 и ТР-1 должна быть
достаточной для дизель-поезда без расцепки вагонов. Кроме того, при большом парке поездов
(свыше 20) предусматриваются стойла для механизированной наружной и внутренней уборки
вагонов. При длительной и холодной зиме стойла необходимо размещать в крытых отапливаемых
помещениях. Оборудование для наружной обмывки дизель-поездов и внутренней уборки вагонов
используют типовое.
В депо, которые наряду с TP-2 тепловозов производят текущий ремонт ТР-3 дизель-поездов,
предусматриваются дополнительно следующие участки и отделения: участок для ремонта дизелей,
передач и редукторов вспомогательных машин с мостовым электрическим краном грузоподъемностью
не менее 5 т и испытательной станцией для обкатки под нагрузкой после ремонта дизелей и
гидропередач.
Для подъемки вагонов используют домкраты тепловозные или два мостовых крана грузоподъемностью
по 30 т каждый. Замену гидромеханической передачи дизель-поезда Д1 или колесной пары
производят на подъемнике для одиночной смены колесных пар. На этом же подъемнике можно
опустить раму со вспомогательными машинами дизель-поездов Д1 и Д или отдельно электрические
машины, смонтированные на этой же раме.
Пути отстоя дизель-поездов оборудуют точками для подзарядки аккумуляторных батарей, колонками
для заправки питьевой водой, для питания котлов подогревателей.