В кабине машиниста размещены пост управления и мягкие сиденья для
локомотивной бригады. Три лобовых и два боковых окна обеспечивают
машинисту хороший обзор. У лобовых окон, оборудованных пневматическими стеклоочистителями
(31) и солнцезащитными щитками (36), установлены электронагревательные элементы, которые
предохраняют стекло от замерзания зимой.
На посту управления слева размещены рукоятки контроллера (1) и реверса (2), между которыми имеется
механическая блокировка, открываемая ключом (3). С правой стороны расположены кран машиниста
(11) и рукоятка бдительности автостопа (34). В полу возле кресла машиниста находятся педали
прибора бдительности (10) и воздушного сигнала (33). На задней стенке кабины расположена
нажимная кнопка (9) для маневрового передвижения дизель-поезда задним ходом, что позволяет
машинисту одновременно с управлением следить за свободностью пути через опускающееся
боковое окно.
Перед креслом машиниста размещено несколько панелей с кнопками, переключателями, сигнальными
лампами и контрольными приборами. Кнопочные выключатели (4) и (8) служат для управления песочницей,
воздушным сигналом, пневматическим приводом раздвижных дверей вагонов и электрическим
звонком вызова заднего поста управления; выключателями (5), (7), (13) и переключателями (6) включаются
и выключаются блокировка дверей, вентилятор холодильника, хвостовые сигналы, прожектор,
буферные фонари, отопление кабины машиниста, а также стеклообогрев.
На наклонной панели размещены сигнальные лампы контроля работы цепей управления моторных
вагонов, пожарной опасности, электропневматического тормоза, а также лампы контроля
работы гидромеханической передачи. Здесь же размещен выключатель электропневматического
тормоза (16). В середине панели - расположены тахометры (19) и (23), которые показывают число
оборотов дизелей моторных вагонов одного или двух поездов при работе по системе многих
единиц. Для контроля температуры воды и масла дизеля служит дистанционный термометр (21),
а для контроля скорости — электрический скоростемер (22).
С левой стороны горизонтальной панели поста управления расположены селективный пусковой
блок (24) первого моторного вагона и сигнальные лампы (28), контролирующие работу вентиляторов
холодильников, а с правой стороны — селективный пусковой блок (20) заднего вагона, лампы
(17), сигнализирующие о закрытии входных дверей вагонов, и кнопочный выключатель (15) для
остановки дизеля. Пусковые селективные блоки имеют по две нажимных кнопки, которые служат
для запуска дизеля при помощи электрических стартеров и включения силовой установки
соответствующего моторного вагона.
1 - тахометр дизеля первого моторного вагона;
2 - кнопка аварийного выключения;
3 - электрический скоростемер;
4 - пневматический стеклоочиститель;
5 - тахометр дизеля второго моторного вагона;
6 - тахометр дизеля четвертого моторного вагона (при работе двух дизель-поездов по системе многих единиц);
7 - сигнальная лампа неисправности цепей управления третьего моторного вагона;
8 - кнопка проворота шестерен реверса (зеленая), красная - контроль АЛСН;
9 - щиток манометров (нижние - давление масла дизеля (левее), давление масла в гидропередаче (правее);
10 - сигнальная лампа неисправности цепей управления четвертого моторного вагона;
11 - сигнальная лампа неисправности цепей электропневматического тормоза;
12 - сигнальная лампа положения перекрыши;
13 - включатель электропневматического тормоза;
14 - сигнальная лампа торможения электропневматическим тормозом;
15 - сигнальные лампы включения тягового режима второго/четвертого вагонов при езде по системе многих единиц;
16 - сигнальные лампы открытия правых (передняя) / левых (ближняя к машинисту) дверей вагона;
17 - кнопочный выключатель для остановки дизеля;
18 - кнопочный выключатель открытия правых дверей вагонов;
19 - кнопочный выключатель открытия левых дверей вагонов;
20 - кнопочный выключатель закрытия правых дверей вагонов;
21 - кнопочный выключатель закрытия левых дверей вагонов;
22 - выключатель стеклообогревателей;
23 - переключатель освещения приборов;
24 - переключатель освещения кабины машиниста;
25 - переключатель верхних левого и правого красных хвостовых сигналов;
26 - переключатель буферных фонарей;
27 - переключатель нижних левого и правого красных хвостовых сигналов;
28 - переключатель левого и правого белых хвостовых сигналов;
29 - переключатель вентилятора холодильника;
30 - переключатель прожектора;
31 - переключатель дистанционного электротермометра охлаждающей воды и масла дизеля;
32 - кнопочный выключатель сигнала неисправности;
33 - сигнальная лампа превышения конструкционной скорости;
34 - сигнальная лампа работы маслопрокачивающего насоса;
35 - сигнальная лампа возникновения пожара;
36 - сигнальная лампа неисправности цепей управления второго моторного вагона;
37 - гудок машинного отделения;
38 - контроль цепи сигнализации пожара;
39 - сигнальная лампа неисправности цепей управления первого моторного вагона;
40 - тахометр дизеля третьего моторного вагона (при работе двух дизель-поездов по системе многих единиц).
Контроллер машиниста KV6/VII имеет реверсивную рукоятку и главную с позициями О, А, В, 1, 2, 3, 4 и 5.
В положении "О" все аппараты управления выключены (все цепи обесточены); в положении "А"
происходит пуск дизеля;
в положении "В" дизель работает на холостом ходу; на позициях 1-5 последовательно
увеличивается частота вращения вала дизеля (подача топлива в цилиндры составляет сответственно
20, 40, 60, 80 и 100% от номинальной). В моменты переключения ступеней скоростей происходит
автоматическое уменьшение подачи топлива и, следовательно, частоты вращения коленчатого вала
дизеля.
Для переговоров с задним постом управления в кабине машиниста установлен телефон, а для
различных объявлений пассажирам — микрофон. На боковой стенке кабины справа от кресла
машиниста прикреплен указатель неисправностей, а под ним — щиток, на котором расположены
манометры, показывающие давление в масляной системе дизеля и гидропередаче, а также воздуха
в резервуаре управления, главной и тормозной магистралях, тормозном цилиндре и уравнительном
резервуаре.
Описанный выше пост управления монтируется заводом, начиная с дизель-поезда Д1 276,
а на ранее выпущенных дизель-поездах манометров меньше и они расположены в наклонной панели
поста управления; кроме того, отсутствуют приборы, сигнализирующие о пожарной опасности.
Органы управления служебных дизель-поездов Октябрьской дороги в ходе модернизации подверглись
некоторым видоизменениям (на примере Д1-720): рукоятка контроллера выполнена в виде штурвала,
на пульте редуцировано количество тахометров в связи с отсутствием необходимости работы составов
по системе многих единиц, отсутствует ряд выключателей (в частности, открытия и закрытия
дверей), установлена система автоведения и рация нового типа.