Путь в Вещёво...

Очерк о современном состоянии ветки Выборг - Вещево, снабженный 10 фотографиями и небольшой исторической справкой.

"Идея строительства ветки, ведущей в центр Карельского перешейка, возникла после окончания гражданской войны в Финляндии, поскольку необходимость в этом диктовалась прежде всего возникшей военно-политической ситуацией. Кроме того, предполагалось, что эта ветка будет способствовать увеличению сельскохозяйственных и лесопромышленных перевозок: крестьянские хозяйства и лесопильные заводы, расположенные на берегах Вуоксы, получали при этом дополнительные транспортные возможности. На сессии Парламента, состоявшейся в 1919 году, депутатами было одобрено предложение о строительстве этой железной дороги и о выделении необходимых для этого средств. Учрежденный правительством страны Комитет путей сообщения представил проект строительства железной дороги от Выборга к побережью Ладожского озера через Пааккола. <...> В 1924 году в Сейме снова был поднят вопрос о необходимости этого строительства, и в следующем году было окончательно принято положительное решение о начале работ на участке Выборг - Пааккола. Участок Лииматта [ныне - ст. Лазаревка] - Эюряпяя протяженностью 45 км был открыт для движения поездов 1 ноября 1928 года, а участок Эюряпяя - Валкъярви (25 км) - 1 января 1930 года. На территории уже образованной к тому времени волости Эюряпяя находились станции Каукила, Кюляпааккола, Эюряпяя и Пёлляккяля (с 1934 года существовал также полустанок Ламмасниеми - в непосредственной близости от новой церкви Эюряпяя; здесь поезд останавливался только по выходным дням, когда в церкви проходили богослужения), а на территории волости Муолаа (в северо-восточной её части) - станция Пуннус.

Кроме того, от этой железной дороги планировалось также отвести ветку через Вуоксу у порога Пааккола (Паакколанкоски) до станции Мюллюпельто. Этот проект рассматривался в Сейме в 1936 году, однако, принят не был. В дальнейшем идея строительства этой ветки ещё раз выносилась на обсуждение депутатов Сейма, но начавшаяся в конце 1939 года Зимняя война прервала все работы по данному проекту".

Время шло. Немногим более десяти лет суждено было спокойно существовать ветке Выборг - Валкъярви [ныне Мичуринское]. В годы войны она подверглась серьезным разрушениям и полностью восстановлена так и не была (хотя учаток до Барышево можно видеть "функционирующим" на ряде карт 50-х годов прошлого века). Дальнейшие потери этой железной дороги датируются началом третьего тысячелетия, когда канул в небытие последний на Карельском перешейке оборудованный настоящими семафорами перегон Вещево - Житково.

И вот сегодня, 5 июля 2005 года, нам [собственно мне и моему хорошему приятелю Евгению Евдокимову - кстати вот такой текст в отчете именно его авторства] предстояло преодолеть по насыпи всего лишь 21 километр пути, заключавших в себе малодеятельную действующую ветку Лазаревка - Вещево.

Лазаревка. Вправо уходит ж/д 
магистраль Выборг - Петербург

Лазаревка. Вправо уходит ж/д магистраль Выборг - Петербург

Мероприятие задумывалось давно. Слишком уж манила к себе эта чёрная линия на карте от Выборга до Вещёво. Проехать по ней - большая проблема. Поезд из Выборга в Вещёво ходит только два раза в сутки в очень неудобное время и только по будням. Ветка начинается у платформы Лазаревка под Выборгом и долго идёт параллельно магистральной линии Петербург-Выборг. Только когда появляется первый километровый столбик, ветка резко поворачивает в сторону.
И почему я поверил Павлу, что вдоль железнодорожного полотна идёт хорошая тропа? Насыпь песчаная. Колёса вязнут. То и дело приходится слезать с велосипедов и везти их рядом с собой. На небе ни облачка. Жарко!
Первая остановка - платформа Кархусуо (т.е. "Медвежье болото"). Типичная финская, сложена из крупных грубо отёсанных гранитных блоков, слева по ходу. Никакой надписи, никаких строений, ни души... Полотно почему-то залито топливом... Очень скоро выезжаем к следующему остановочному пункту - "5 км". Низенькая, относительно новая платформа (на вид ей не более 30 лет). Напротив - типичные будки-домики садоводства. Жизнь кипит.


Разобранное примыкание на 
перегоне на 7-ом километре

Разобранное примыкание на перегоне на 7-ом километре

Мало кто знает, но вещевская ветка имеет, вернее имела, примыкание. На мелкомасштабных картах оно как правило не указывалось, но на более подробных можно видеть изгибающийся в виде полуокружности и, кстати, раздваивающийся путь на юг. Вел он к некому сооружению в лесу, издали напоминающему Чернобыль. Пока мы шли относительно недалеко, слышали над лесом со стороны "объекта" раскатистое эхо женского голоса. Далее прозвучали два хлопка. И снова тишина...

Автодорожный мост пересекает 
ветку на 8-ом километре

Автодорожный мост пересекает ветку на 8-ом километре

Впереди путепровод. Очень напоминает маленький тоннель. Новый. Внутри прохлада... За переездом - посёлок Перово. Панельные дома. Газ. Цивилизация. Сделав крюк до ближайшего магазина, возвращаемся к железной дороге. Небольшой деревянный вокзальчик поначалу кажется необитаемым. Но в одном из окон белеют новенькие жалюзи. Располагаемся в тени раскидистого дерева. Решили подкрепиться, а заодно осмотреться. Видимо, Перово - бывшая станция, здесь явно раньше был не один путь. Местные жители приветливы и охотно вступают в беседу. Как нам сказала одна пожилая женщина, голос в лесу доносится с электроподстанции.

Бывшее станционное здание. Платформа Перово

Бывшее станционное здание. Платформа Перово

Но нужно двигаться дальше. Тропинка вскоре заканчивается, и тащить велосипеды приходится по шпалам и щебёнке - ехать невозможно. Да ещё в нескончаемую горку... Да ещё какие-то умники вырубили лес метров на 50 по обе стороны дороги... Едкий пот заливает глаза... Над насыпью дурманяще пахнет земляникой...

Очередная кривая километре на 11-ом. 
И хоть бы где тень...

Очередная кривая километре на 11-ом. И хоть бы где тень...

Когда подъём заканчивается, оставляем велосипеды на насыпи и забираемся под полог леса. Отдышаться. Убить сотню-другую комаров. Обдумать дальнейшие действия. Продолжать тащиться в обнимку с велосипедом по насыпи черепашьими темпами?.. Ну нет, довольно! Попробуем проехать дальше лесными дорогами. Вот и переезд через сотню метров...
По грунтовой дороге ЕХАТЬ стало гораздо веселее... Вскоре дорога вынырнула из леса и стала петлять посреди лугов. Первые деревянные домики. Окна заколочены. Ещё домики. Кажется, вот вдали появится пасущееся стадо, закричит петух, а из-за поворота нам навстречу выйдет розовощёкая красавица с ведром ледяной колодезной воды... Но нет... От тишины становится неуютно. Мерещатся тени людей в дрожащих потоках горячего воздуха.
У единственного белёного каменного дома нежилого пункта Осиновка поворот - дорога через центр мертвой деревни. Жутковато. Но вскоре опять дорога вышла в поле. За полем - лес. Ездит что-то здесь часто. Глубокая колея. Дорога совсем разбита. Деревья вырублены. Люди!!! Подъезжаем ближе - два лесоруба. До Вещёва доедем? "Не,- отвечают,- назад поворачивайте. Там слева направо и вдоль-поперёк через лесное поле в западно-восточном направлении..." Лыко не вяжут. Рабочий день закончился. Сидят, ждут лесовоза, который их должен забрать. Поворачиваем назад. Вскоре навстречу выруливает тот самый лесовоз. Водитель удивлённо смотрит на двух велосипедистов неизвестно откуда появившихся в этой глуши. Останавливается. "До Вещёва? Назад до кирпичного дома и направо, дальше - лесом". Опять проехали Осиновку. Опять миражи... Опять поля... В лесу развилка. За ней - вторая. Потом - третья. Куда бы мы ни свернули, всё время тупик - лесная делянка. Оставленная до завтра техника. Топливо. Кострище. Второй час катаемся в окрестностях Осиновки. Из этой мёртвой деревни и уехать невозможно! Долго и внимательно изучаем карту. Бред какой-то! Даже если мы теперь и отыщем верную дорогу, то на обратный поезд точно не успеем. Единственный выход - вернуться в Осиновку и найти от нее путь к заветной железной дороге. Опять луга, опять пустые избы, поворот у каменного дома. Зной. Останавливаемся у ручья. Жаль, место не для купания. Медленно погружаем руки и ноги в прохладную воду цвета чайной заварки. Кажется, от нас идёт пар...


Платформа Осиновка. Финская платформа 
и остатки фундамента здания станции

Платформа Осиновка. Финская платформа и остатки фундамента здания станции

До железной дороги должно быть совсем недалеко. Пересекаем поле, и действительно - она. Да мы не одиноки! На такой же, как в Кархусуо и Перово, гранитной платформе сидят курят три пацанёнка лет двенадцати. Словоохотливые. А за глоток воды откроют любую военную тайну. Оказывается, пришли из Вещёва. Собирали на насыпи землянику. Ждут поезд, чтоб вернуться. Говорят, cкучно стало в Вещёве. Даже аэродром не функционирует, в прошлом году последние локаторы продали.
Интересно, что платформа в Осиновке находится на большом расстоянии от рельсов, как раз поместился бы ещё один путь. Видимо, когда-то был разъезд. Фундамент вокзала. Углей нет. Значит, не сгорел. Вдоль насыпи следы многочисленных штабелей. Павел предположил, что в выходные, когда пригородный поезд не ходит, сюда запросто могли загнать состав и грузить лес здесь, прямо на перегоне. Но это только предположение.


Вечерний поезд прибывает из 
Выборга к платформе Осиновка

Вечерний поезд прибывает из Выборга к платформе Осиновка

Вскоре появился тепловоз с двумя вагонами. Помощник машиниста явно был удивлен количеством людей на этой остановке. Принял нас за грибников. Курившие в тамбуре помогли затащить велосипеды наверх, в вагон. Внутри было душно, окна не открывались. Но всё равно ехать на мягких креслах было приятно. Поезд тихо катил в сторону Вещёва. Ветви деревьев стучали по стенкам вагона. Немногочисленные пассажиры с удовольствием рассказывали о железной дороге и своих простых человеческих радостях.

Тепловоз М62-1581 обгоняется 
по станции Вещёво

Тепловоз М62-1581 обгоняется по станции Вещёво

Вещёво оказалось пустынной станцией с большим белого кирпича зданием вокзала, построенном в стиле функционализма. Внутри - просторный с высоченными потолками зал ожидания. Правда, заперт, посмотреть зал можно только снаружи, сквозь оконное стекло. Тепловоз совершил по станции маневр и встал с другой стороны состава. Машинист с помощником деловито возились у локомотива. С верхнего этажа вокзала за всем происходящим внимательно наблюдала какая-то женщина - всё-таки развлечение, когда поезд только два раза в сутки...

На фотографии можно видеть спины идущих людей - это прибывшие пассажиры поезда, возвращающиеся вечером с работы из Выборга. Ради них и поезд. Если пойти по их стопам, можно выйти к ближайшему поселковому магазину, куда Ваш покорный слуга и был абсолютно напрасно отправлен за лимонадом. Напрасно - поскольку почти прямо на платформе находится колодец с потрясающей питьевой водой. Рекомендуем.

Вокзал станции Вещёво. 
Пригородный поезд у платформы

Вокзал станции Вещёво. Пригородный поезд у платформы

Наконец тронулись в обратную сторону. В первом вагоне два человека - мать с сыном, во втором - мы. Всё! Опять ветки деревьев стали хлестать по окнам. Поезд неторопливо бежал в сторону заката.
В тамбуре открыли обе двери: Павел смотрит с одной стороны, я - с другой. Занятно. Ветерок. Вечереет. Впереди - Осиновка. Поезд замедляет ход и останавливается. Какая-то бабуля с тележкой и пакетом. Она протягивает нам тележку, вытаскивает из пакета полено и, встав на него, забирается в вагон. А мы думали, что в Осиновке никого нет! Бабушку зовут Александра Михайловна. Сейчас живёт в Выборге, а свой дом в Осиновке использует как дачу. Ещё два человека так поступают, но постоянных жителей здесь нет. Александра Михайловна поселилась в Осиновке в 1946 году, когда её с родителями переселили сюда из Новгородской области. Крепкое хозяйство было. Сажали картошку, свёклу, турнепс, овёс, выращивали коров и роскошных кроликов. Каменный дом - это бывшая школа, он же клуб, здесь же жило начальство. Но к 80-м годам хозяйство захирело, молодёжь стала уезжать, а старики постепенно вымирали... В 1985 году в Осиновку в первый и последний раз приехало какое-то областное начальство. Спросили, как живут, чем помочь? Уехали и... ничего не сделали. Деревенька продолжала тихо умирать. Разрушили подсобное хозяйство, разобрали на доски точно такое же как в Перово здание железнодорожного вокзала... Бабушка продолжала говорить, жалуясь на свою нелёгкую жизнь.


Вид из тамбура вагона
на вокзал в Перово

Забавно было наблюдать внизу на насыпи извивающиеся ленты следов от двух велосипедов. Здесь мы шли... Тем временем поезд сделал очередную остановку. Перово хоть и большой посёлок, но ни одного человека на платформе не было. А вот на 5-м километре вагон заполнили дачники. В Кархусуо опять никого... Лазаревка. Пустынная платформа на окраине Выборга. Оранжевый диск солнца ползёт к линии горизонта. А вот и последняя электричка в сторону Питера.

При подготовке материала использовано издание "Карельский перешеек. Земля неизведанная. Часть 7. Центральный сектор", под редакцией Орехова Д.И., СПб 2004 год.


Любое использование предоставленной на странице информации возможно лишь с указанием источника, ссылкой на сайт www.perecheek.narod.ru, и по предварительному согласованию.

Copyright © Павел Дунаев, 2002-2007
страница создана 14.09.2005
Hosted by uCoz