• назад к разделу публикаций
  • Сестрорецкие железные дороги

    Автор публикации - Борис Ривкин (Сестрорецк)

    Сестроречане привыкли к нашей «электричке», частенько поругивают ее за опоздания, сбои в движении поездов и прочие «огрехи» железнодорожников.
    Наша пресса довольно много уделяет внимания железнодорожным «страданиям». В этих публикациях даются и ссылки на деятельность железной дороги до революции, причем, часто ошибочные.
    Все это и побудило меня подготовить материал о Сестрорецких железных дорогах. Да, да, именно о дорогах. Поскольку в Сестрорецкой округе существовало несколько, последовательно сменяющихся и развивающихся железнодорожных линий (веток).

    ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ Белоостров - Сестрорецк

    После завершения, в 1870 году, строительства Финляндской железной дороги, соединившей С-Петербург с Гельсингфорсом (через узловую станцию Рихимяки) некто Миллер создал компанию для строительства железнодорожной ветки ст. Белоостров - Сестрорецк (под названием «Общество Сестрорецкой железной дороги»). Первые поезда пошли довольно скоро. Уже в 1872 году в справочнике приведено расписание Сестрорецкой железной дороги (три пары поездов: утром, днем и вечером; время в пути - 25 минут). В Белоострове ветка начиналась за железнодорожным мостом и шла вдоль реки Сестры, не пересекая ее, до Сестрорецка, заканчиваясь на Песках, напротив завода. Паровозы и вагоны были взяты в аренду у дирекции Финляндской железной дороги.

    Одновременно с эксплуатацией этой ветки строилось ответвление к берегу залива. В 1875 году среди рабочих, занятых на строительстве гавани, отмечались волнения. У дороги «имеется... единственный локомотив старой конструкции, так что поезда останавливаются, а иногда не ходят по нескольку дней» - доносил губернатору Петербургский полицейский полковник. Правда, позднее дела у Общества поправились, и в 1877 году уже действует четыре пары поездов. В основном дорога обслуживает летом - дачников, а зимой - чиновников и торговцев.

    «Лето 1878 года мы жили в Сестрорецке, в доме какого-то оружейного мастера, из молодых. Добираться туда было сложно. Финляндским поездом до Белоострова, а дальше узкоколейной кукушкой» - пишет в воспоминаниях об отце А. Лесков.

    В 80-х годах Миллер и eгo Общество разорились, и железная дорога перестала действовать. Интересен и тот факт, что на ее ветке, строившейся к гавани, в 1876 году артиллерийский инженер Пироцкий испытывал принцип передачи электроэнергии по рельсам (первый русский трамвай).

    ВТОРАЯ Новая Деревня - Сестрорецк

    Популярный дачный пригород, каким стал Сестрорецк во второй половине XIX века, не мог обходиться без удобного транспорта, и в начале 90-х годов прошлого века была создана новая компания - «Акционерное общество Сестрорецко-Петербургской Приморской железной дороги». В 1893 году поезда пошли в Коломяги и на Скачки, а в 1894-м вдоль Приморского шоссе до Лахты. Указатель путешествий по России на 1895 год (февраль - апрель) имеет вкладыш с указанием, что линия Новая Деревня - Лахта заменяется линией Новая Деревня - Сестрорецк.

    В Новой Деревне была построена главная станция Приморской железной дороги и Приморский вокзал. Первый поезд на Сестрорецк уходил в 7.15 утра и через 1 час 15 минут прибывал а Сестрорецк, и так - каждые час-два. Летом поезда ходили чаще, но последний поезд всегда отправлялся в четверть второго и прибывал в Сестрорецк в половине третьего ночи. Поезда имели следующие остановки после Новой Деревни: Вторая верста, Дамба, Лахта, Ольгино, 13-я верста, Раздельная, Каупиллово, Горская, Александровская, Тарховка, Разлив, Сестрорецк. Разъезды: 2-я верста, Дамба и 13-я верста были для технических целей и на них посадку и высадку пассажиров не производили.

    Немного приносила доходов своим владельцам Приморская железная дорога. Они вынуждены были даже выпустить облигации своего 5-типроцентного займа с погашением купонов 2 раза в год. Чтобы как-то поправить свои финансовые дела, директор-распорядитель правления Приморской железной дороги инженер-путеец Авенариус Петр Александрович (сын сестрорецкого артиллерийского чиновника, в их доме после 1946 года размещалась районная библиотека) обратился к царскому правительству с просьбой отпустить земли в окрестностях столицы для устройства Курорта. Конечно же, предполагалось получить участок вблизи Сестрорецка. Просьба акционеров была удовлетворена, и 64 десятины земли в устье р. Сестры на берегу Финского залива были выделены под строительство Курорта. Из Сестрорецка за год проложили двухколейную ветку и построили узловую станцию Курорт.

    ТРЕТЬЯ Раздельная - Лисий Нос

    Транспортные связи населения Кронштадта, после постройки линии Н. Деревня - Сестрорецк, ориентируются на наш берег. От станции Раздельная была проложена железнодорожная ветка на берег залива, где устроили пристань для пароходов. Движение поездов по этой ветке было согласовано с расписанием движения пароходов. Поезд находился в пути 10-12 минут, 7-8 минут на посадку пассажиров и через полчаса - в Кронштадте. Всего на поездку из Петербурга в Кронштадт уходило 1 час 30 минут. В распутицу, туман, мелководье (отлив) и в бурную погоду пароходы ходили по мере возможности. Железнодорожная станция и пристань Лисий Нос вошли в историю первой русской революции под именем «лобное место». Сюда поездом, а чаще буксиром из Петропавловской крепости доставлялись революционеры, приговоренные к смертной казни. Из Кронштадта на буксире привозили разборную виселицу, совершали казнь, а тела казненных закалывали в береговой песок.

    В 1919 году из Петрограда по этой железной дороге прибыли красные курсанты для штурма северных фортов во время кронштадтского мятежа. В годы Великой Отечественной войны по ветке Ленинград - Лисий Нос подвозили войска и боеприпасы для Кронштадта и Ораниенбаумского пятачка. Это была часть «Малой дороги жизни».

    ЧЕТВЕРТАЯ Курорт - Дюны

    Еще в конце XIX века началась застройка правого берега Сестры в районе Ржавой канавы. В начале XX века здесь строится много дач различных благотворительных организаций («Общество школьных дач», гомеопатический санаторий и др.) и столичной интеллигенции. Для улучшения связей с новой дачной территорией сюда от ст. Курорт проложили ветку. Через реку Сестру у станции Курорт был построен сначала гужевой, а затем рядом - железнодорожный мост. Колея, плавно поворачивая влево, поднималась в дюну и уходила к Ржавой канаве. Здесь у Русско-Финской границы была сооружена станция Дюны. Чуть дальше, у слияния р. Сестры и Ржавой канавы, разместился Дюнскии таможенный пункт. У санатория гомеопатов находилась платформа Школьная...

    Через Дюнский переход в годы первой русской революции сестрорецкие большевики доставляли оружие и литературу. По воспоминаниям сестроречан - участников совещаний РСДРП(б) в Териоках, однажды они вывели сюда Ильича, а затем он уехал в Петербург.

    Рядом со ст. Дюны была построена деревянная церковь. В ограде дюнской церкви в 1911 году был noxopoнен П. А. Авенариус. «Созидателю сего храма, преобразователю глухой местности в Сестрорецкий Курорт П. А. Авенариусу» - так было начертано на беломраморном основании надгробного креста.

    В 1918 году произошло несколько пожаров, уничтоживших много дач, а позднее эти земли вошли в пограничную зону. Оставшихся жителей выселили в Сестрорецк и его окрестности. В годы Великой Отечественной войны от артобстрелов погибли многие уцелевшие здания. Сохранились только дачи детского ревматического санатория.

    ПЯТАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ «ЗАВОДСКАЯ»

    Частные железные дороги не имели стыковочных узлов с государственными, поэтому для доставки грузов Сестрорецкому оружейному заводу (топливо, металл, заготовки) на станции Озерки была устроена переходная ветка, что было крайне неудобно. Для обеспечения завода удобной транспортной связью в 1910-х годах было начато строительство государственной железной дороги («заводской») Белоостров - завод. Полностью миллеровскую линию не стали восстанавливать, но часть ее, от границы до Сестрорецка, использовали. От Белоострова линия была построена заново, а также - возведен через реку Сестру железнодорожный мост, сохранившийся до наших дней (*). В эксплуатацию эта ветка была сдана уже в годы первой мировой войны. По ней в апреле 1917 года сестрорецкие вооруженные красногвардейцы (около 400 человек) отправились в Белоостров встречать возвращающегося из эмиграции в Россию Владимира Ильича Ленина. Сестроречане помнят останки железобетонных емкостей, платформ и пакгаузов, которые были снесены при строительстве домов по улице Урицкого на Песках.

    Заводская железная дорога просуществовала недолго. После Великой Октябрьской социалистической революции Приморская железная дорога была в 1918 году национализирована и грузы на завод стали доставляться по ней.

    ШЕСТАЯ КРУГОВАЯ

    После поражения буржуазной демократии в Финляндии военная обстановка в районе советско-финляндской границы была очень напряженной. Несколько лет Сестрорецк входил в состав «запретной» пограничной зоны. Движение поездов было нерегулярным.

    Приморский вокзал постепенно разрушался, и в начале 20-х годов, используя ветку к Флюгову переулку, поезда в Сестрорецк стали отправляться с Финляндского вокзала. Наводнением 1924 года повредило большой участок железнодорожной колеи в районе Лахты, свайный мост через Лахтинский разлив, длиной около двухсот метров, был полностью уничтожен. Движение поездов по Приморской ветке прекратилось. Для подвоза грузов в Сестрорецк и на завод пришлось восстановить заводскую железную дорогу, но пользовались ею недолго. Было принято решение построить перемычку к станции Курорт.

    В песчаной дюне прорыли выемку и, перенеся рельсы с Дюнской ветки, соединили Курорт с Белоостровом. Примерно к этому же времени закончились ремонтные работы в Лахте. На месте свайного моста устроили земляную дамбу. Для пропуска вод Лахтинского разлива был построен деревянный мост между охотбазой и деревней Бобыльская.

    Таким образом получилась круговая ветка Финляндской железной дороги. В те же годы для нужд развивающихся железных дорог Советской страны были сняты вторые пути на большинстве станций и на перегоне Сестрорецк - Курорт.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    В предвоенные годы Приморский вокзал снесли, ветка в Озерки стала производственной. Разъезды: вторая верста, Дамба, 13-я верста, Каупилово, платформа Ермоловская - были ликвидированы, пути к станции Дюны разобрали. В Тарховке построили новый вокзал, а станция Раздельная получила название Лисий Нос.

    Но самые большие изменения на железной дороге в связи с ее электрификацией произошли после войны. Были построены высокие платформы, уложили новые рельсы, ввели автоматизацию (СЦБ). В Ольгине, Александровской, Разливе и Курорте построили новые станционные павильоны. Со временем из-за ветхости разобрали вокзал в Лахте, после постройки автомобильного виадука снесли старый вокзал в Лисьем Носу. При современном уровне техники вокзалы на пригородных станциях стали не нужны железнодорожникам (персонал живет в исполкомовских домах, автоматика расположена в специальных помещениях, а кассы и навесы для ожидающих пассажиров строят прямо на платформах). Так что можно предположить, что «последний могикан» - вокзал в Сестрорецке доживает свои последние годы.

    Конечно же не все из истории Сестрорецких железных дорог нам известно. К сожалению, даже в музее Октябрьской железной дороги нет материалов по истории Приморской ветки, поэтому мы будем благодарны всем, кто сможет что-либо добавить к нашему рассказу.

    Б. Ривкин

    Оригинальная версия этой статьи была опубликована в газете "Ленинградская Здавница" №110 за 1989 год. Публикуется с разрешения автора.

    Эту публикацию подготовил для газеты "Сестрорецкий инструментальщик" обладатель обширной частной коллекции старого Сестрорецка, работник ОТМС завода Б.Е.Ривкин. Борис Еремеевич истинный знаток истории Сестрорецка, располагает обширным краеведческим материалом. С исследованием о сестрорецких железных дорогах мы знакомим сегодня наших читателей.

    (*) мост через реку Сестру в Курорте был заменен новым в 1998 году

    Любое использование предоставленной на странице информации возможно лишь с указанием источника, ссылкой на сайт www.perecheek.narod.ru, и по предварительному согласованию.

    Copyright © Павел Дунаев, 2002-2007
    последнее обновление 09.06.2006
    Hosted by uCoz