Поездка на станцию Семиозерье 26.12.2004

станция Семиозерье, 26.12.04
Фото: Павел Дунаев

Последний календарный выходной день уходящего 2004 года было решено посвятить исследованию района станции Семиозерье и ветки Семиозерье - Каннельярви, поскольку как-то нехорошо откладывать на будущий год то, что можно да и давно хотелось сделать в этом.

Немного из истории предмета. Семиозерье обязано своим возникновением месторождению щебеночной смеси, которое горняки начали разрабатывать в 1960 году. К карьеру от станции Каннельярви проложили железнодорожную ветку, по которой в 1961 году прошел первый состав с естественной песчанно-гравийной смесью. Во второй половине 70-х эту ветку электрифицировали напряжением 3000В и движение по ней стало осуществляться под электротягой. Несмотря на то, что даже в советские времена участок Каннельярви - Семиозерье находился в собственности карьера и Октябрьской дороге не принадлежал, долгие годы на нем трудились именно локомотивы МПС. В начале XXI века ветку деэлектрифицировали (на всем протяжении был снят контактный провод), и вся последующая вывозная работа с карьера стала возможна только с использованием тепловозов.

Вот как описывал работу ветки Семён Флит (цитата из его письма в рассылку "1520mm"):
"Железная дорога туда идёт от станции Каннельярви, в пути происходит разворот на 180 градусов. То есть, выезжаешь со станции в сторону Выборга, но по ходу разворачиваешся. Я туда ездил пару лет в конце 80-х годов на тепловозе. Путь электрофицирован, с очень непростым профилем. Туда всё в гору, на порожняк на двух секциях везли позиции на 12. И на электровозе с песочком втаскивали порожняк. На станции было 4 приёмо - отправочных пути, в противоположной горловине они все сходились в один тупик вагонов на 10. Отходила неэлектрофицированная ветка на эстакаду, куда мы подавали вагоны с углём, и на котором у меня была неприятность провалиться внутрь колеи первой колёсной парой второй секции при скорости 3-5 км/ч из-за уширения пути.
Прибыв с порожней вертушкой на станцию, мы обгонялись, и начинали погрузку вертушки, под сигналы экскаваторов. Затем отправлялись вниз в Каннельярви. Поезд разгоняло быстро, и мы всегда тормозили до остановки, после зарядки тормозов поезд разгоняло дальше. Скорость ограничена 30 км/ч. Участок на полуавтоблокировке, а манёвры по флажку делали".


Любопытный исторический факт: при планировании летнего графика движения электропоездов на лето 1990-го года две пары "электричек" собирались пустить напрямую до Семиозерья, минуя без остановки платформу в Каннельярви. Необходимость пуска подобного поезда была связана с выделением в тех местах участков в садоводческих хозяйствах. По разным данным то ли платформу достроить к новому сезону не успели, то ли участки садоводам не дали, но прямые электропоезда в Семиозерье так и не пришли. Зато оказались отраженными в расписании, с которым можно ознакомиться на данном сайте.

Из моего отчета о поездке в Семиозерье от 26.12.2004:
"Путь "туда" частично можно проделать (по своему опыту) на автобусе 401, который ходит по маршруту Каннельярви - Поляны через населенный пункт Семиозерье. Отправление автобуса по расписанию и согласовано с проходящими электропоездами (от Каннельярви 6.00, 6.45, 7.55, 9.45, 10.45, 12.00, 13.40, 16.10, 17.10, 18.40, 20.05, 20.45 и 22.00). Если не успели на автобус - к вашим услугам дедушка-частник. Но стоимость будет уже несколько иная. Время в пути - минут 15.

Проехать Семиозерье невозможно. Перед въездом в поселок висит указатель. Остановка. Но не обольщайтесь. До Карьероуправления предстоит путь пешком километра 3-4. Для этого следует несколько вернуться назад и свернуть на дорогу, отходящую вправо (это если возвращаться). На ней будет две развилки. На первой - налево, иначе вновь попадёте в посёлок, а там ведь мы уже были. На второй развилке следует сворачивать направо (если ничего не путаю), но там это довольно очевидно. Расписал повороты подробно, поскольку вокруг дороги местность не особо жилая.

Если пришли туда, то ещё издали будет видна станция, вернее хорошо просматриваются элементы бывшей электрификации, ведь все опоры сохранились, отсутствует лишь контактный провод. Также в поле зрения попадёт будка охраны у импровизированного шлагбаума и собака под ней. Будку можно обойти, например, слева. Там как раз проложена дорожка прямо к насыпи. Подойдя к последней, понимаешь, что это горловина со стороны Каннельярви. Обитаемые объекты вокруг: кирпичный домик составителей (а может и ещё кого), полубытовка путейцев и у дальней стрелки - будка стрелочника.

Сама станция имеет четыре основных пути. Все стрелки на станции - ручные, как я уже упомянул, имеются стрелочники. Вероятно ранее в тех краях и была полуавтоблокировка, сейчас все светофоры не функционируют.

Из подвижного состава на станции, как и следовало ожидать, замечен тепловоз М62-1799. Тепловоз частный. Принадлежит ОАО "Лентехстром", которая занимается производством и доставкой потребителю песчанно-гравийной смеси и прочих строительных материалов. Управляется тепловоз машинистом в одно лицо. Есть вероятность, что сейчас только М62-1799 осуществляет всё грузовое движение по ветке.

Что характерно, вывоз песка из Семиозерья осуществляется в основном на платформах.
Из прочей железнодорожной техники на станции была замечена дрезина.

При опросе аборигенов удалось установить, что движения электропоездов до Семиозерья таки не было. Как нет на станции и высокой платформы. Со слов, контактный провод был снят года три назад (что-нибудь в районе 2000 года). Занимались этим энергетики в выборгского хода, для этого специально ездили на станцию.

Приятно было отметить, что, несмотря на ночной снегопад, ветка Семиозерье - Каннельярви была тщательно вычищена снегоочистителем. Самого снегоочистителя в тот день я не видел, есть предположение, что приходит он с "большой дороги".

Обратный путь безусловно был проделан по шпалам. Занял он порядка 70-75 минут, правда подходя к Каннельярви я чуть срезал на переезде, немного не доходя до того самого 180-градусного поворота, чтобы успеть на электропоезд.

Ветка довольно живописна. Столбофицирована на всём протяжении. Путь на деревянных шпалах. От станции идёт прямая метров на 500, далее крутая кривая, на которой мне удалось заснять М62-1799, который до сего момента мирно стоял заглушенным на станции, а потом как по заказу отправился резервом в Каннельярви.

тепловоз М62-1799 на ветке Семиозерье-Каннельярви,
 Фото: Павел Дунаев 26.12.04

На середине пути слева по ходу было замечено довольно крупное садоводство. Если электропоезда в начале 90-х и собирались пускать, то только ради них - садоводов. Там же была отмечена непонятная конструкция из шести последовательно расположенных оснований под столбы, которые, чисто гипотетически, могли служить опорами недлинной высокой пассажирской платформы. Но это лишь предположение.

Автомобильный переезд, после которого я свернул направо, находится недалеко от Каннельярви, является охраняемым. И, кстати говоря, оборудован шлагбаумами с ручным приводом, как на ст. Ермилово.

В целом, ветка довольно интересна и требует дальнейшего изучения, которое целесообразно продолжить после схода снега.



P.S. 10 мая 2005 года я повторно посетил семиозерскую ветку, посмотрел её в весенних тонах. Вот некоторые фотографии из этой вылазки:
http://www.perecheek.narod.ru/semiozerie1.html - переход столбов
http://www.perecheek.narod.ru/semiozerie2.html - кривая в лесу
http://www.perecheek.narod.ru/semiozerie3.html - весенний пейзаж
http://www.perecheek.narod.ru/semiozerie4.html - тепловоз М62-1799 в Семиозерье


При составлении исторической справки использовано издание: Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Юго-Западный сектор, часть 2 - Уусикиркко (Поляны) - СПб: , Издательство В.В. Валдина "Новое Время", 1998, стр. 133

При подготовке раздела также были задействованы материалы архива рассылки "1520mm": http://groups.yahoo.com/group/1520mm

Любое использование предоставленной на странице информации возможно лишь с указанием источника, ссылкой на сайт www.perecheek.narod.ru, и по предварительному согласованию.

Copyright © Павел Дунаев, 2002-2007
последнее обновление 05.04.2006
Hosted by uCoz