Центральная часть фасада главного здания Выборгского вокзала постройки 1913 года архитекторов Сааринена и Гезеллиуса. Фото из альбома Muistorikas Viipuri из фондов Государственного музея Выборгский замок

КОСОЛАПЫЕ
СТРАЖИ ВОКЗАЛА



В 1913 году в Выборге было завершено сооружение второго в истории города железнодорожного вокзала. Авторами его проекта стали финские архитекторы Элиэль Сааринен и Херман Гезеллиус.

Вокзальный комплекс состоял из трех корпусов. Два из них, обращенные фасадами к площади, соединяла невысокая, прорезанная арками стена. Третий же корпус был расположен между путями и связан с первыми посредством тоннелей: по двум тоннелям пассажиры выходили в город, ещё один служил для вывоза багажа.

Современники подчеркивали особую красоту главного фасада, облицованного красным гранитом. Широкая, полуциркульной формы, арка главного входа выделяла это сооружение среди окружающей застройки. Зодчие умело использовали синтез искусств, включив в композицию главного фасада скульптуру. Две пары гранитных медведей, поднятые на уровень второго этажа, стояли по обе стороны от входа. За ними располагались женские фигуры, символизирующие победу духа над материей.

Вокзал отличался совершенством в функциональном отношении и высокими архитектурно-художественными достоинствами. Возведенный по проекту основоположников финского модерна, вокзал в Выборге входил в число памятников мирового зодчества. Внешним обликом он очень напоминал вокзал в Хельсинки, отличие состояло в том, что Выборгский вокзал был транзитным, а столичный - тупиковым.

Судьба этого Выборгского вокзала оказалась трагичной: в конце августа 1941 года был взорван отступающими советскими войсками. До наших дней сохранились лишь одно крыло (подвергшееся некоторым переделкам) да грузовой тоннель. Работа в грузовом тоннеле продолжалась до апреля 1990 года, пока его эксплуатация не была запрещена. Он связывал четырехтонный лифт, выходивший на поверхность островной платформы, с багажным отделением, кстати, до сих пор расположенным в том самом уцелевшем крыле постройки 1913 года.

Уцелели также два из четырех гранитных медведей, украшавших фасад вокзала (скульптор Эва Гюльден). О них и пойдет речь.

Вокзальный мишка у фонтана на Пионерской площади. Фото Павла Дунаева, 10.10.2007 Выборжанам и гостям города, вероятно, хорошо известен медведь, использованный в фонтанной композиции перед собором Св. Петра и Павла, расположенным практически в самом центре Выборга. Да и информация о таком местоположении мишки периодически кочует из одного современного путеводителя в другой. Удалось узнать, что фонтан этот строился в середине - второй половине 60-х годов прошлого века (предположительно по проекту архитектора В.Фогеля). Цель сооружения, безусловно, преследовалась в благоустройстве Пионерской площади, в те годы более напоминавшей плац. При строительстве фонтана был использован единственный целый из сохранившихся медведей разрушенного Выборгского вокзала. Интересен факт: непосредственно перед этим данный мишка имел другую "прописку" - в 50-х - начале 60-х годов он стоял в Торкельском парке на детской площадке. Именно оттуда медведя перевезли и установили у фонтана. Известно, что сооружением последнего занимались "суточники" (задержанные за мелкое хулиганство), и то ли это повлияло, либо какие-то иные факторы, но проработать после открытия фонтану суждено было всего несколько дней. Фонтан этот так и вошел в историю советского Выборга как неработающее и достаточно спорное в эстетическом плане сооружение. Как бы там ни было, но безусловной изюминкой его и по сей день остается финский медведь, по которому так любят полазить в часы прогулок самые молодые выборгские горожане.

Не менее интересна история и второго сохранившегося медведя. Вот что рассказал Станислав Семенович Новиков, в 70-х годах работник Выборгского приборостроительного завода, ныне - известный выборгский краевед:

- Нашему заводу под угольный склад была передана территория Певческого поля. Место это в свое время было приспособлено под проведение популярных у финнов песенных праздников - здесь выступали хоры, Второй из сохранившихся вокзальных медведей, на детской площадке во дворе дома в Каменном переулке. Фото Павла Дунаева, 10.10.2007 отсюда и название. В "красную субботу" 1974 года (традиционный апрельский субботник) меня, как и других сотрудников нашего предприятия, направили на уборку территории поля. Необходимо было расчистить место от хранившихся там финских надгробных памятников (вероятно, с Сорвальского кладбища). Памятники эти краном грузили на машины и увозили в другое место. Именно тогда и нашли там разбитого вокзального медведя, у которого частично были отколоты левые лапы и мордочка. Родилась идея сохранить скульптуру, установив мишку на детской площадке во дворе заводского жилого дома в Каменном переулке, что находился как раз поблизости. Приехавший на субботник директор завода Матвей Терентьевич Мелентьев поддержал нашу инициативу, разрешив перевезти туда медведя. Так и стоит по сей день вокзальный мишка рядом с домом № 1 по Каменному переулку, а постаментом для него служит бывшая могильная плита.

Но куда же делись еще два вокзальных медведя? Кто знает, вероятно, в будущем удастся обнаружить и их следы. Как известно, оставшиеся две гранитные скульптуры косолапых пострадали при разрушении вокзала гораздо больше. Говорят, остатки одной из них или даже обеих еще долго можно было наблюдать из окна электропоезда на берегу бухты Радуга, находящейся в нескольких минутах езды после отправления из Выборга в сторону Лазаревки. Такое местоположение не кажется случайным, поскольку известно, что в 1950 году при расчистке площадки для строительства нового вокзала в том числе и к Радуге свозили обломки вокзала взорванного. А элементы с гранитными украшениями еще долгое время можно было найти на берегу бухты. Позднее на этом месте были построены гаражи.

Пройдет пять лет, и скульптуры косолапых стражей Выборгского вокзала отметят свой первый столетний юбилей. Пережившие три войны медведи останутся доброй памятью для потомков о существовавшем ранее в Выборге прекрасном каменном вокзале архитекторов Сааринена и Гезеллиуса, дополняя впечатление от многочисленных черно-белых фотоснимков этого величественного сооружения.


Павел Дунаев,
октябрь-ноябрь 2007 года


Оригинальная версия статьи была опубликована в газете "Октябрьская Магистраль" № 44 (14088) от 10 ноября 2007 года.

Любое использование предоставленной на странице информации возможно лишь с указанием источника, ссылкой на сайт www.perecheek.narod.ru, и по предварительному согласованию.

Copyright © Павел Дунаев, 2002-2007
последнее обновление 17.12.2007

Hosted by uCoz