Для подогрева топлива, масла, воды и пассажирских отделений во время стоянки дизельного поезда
при неработающем дизеле установлен котел-подогреватель. При подготовке отопительно-вентиляционной
системы к работе от котла на время длительного отстоя необходимо закрыть полностью жалюзи
свежего воздуха и потолочных дефлекторов, закрыть воздушные решетки на дверях между
пассажирскими отделениями и тамбурами, произвести необходимые перестановки вентилей в
охлаждающей системе дизеля.
Оборудование для обогрева вагона состоит из котла-обогревателя с отопительным агрегатом,
водоциркуляционного насоса и коробки автоматического управления.
Для подогрева охлаждающей системы дизеля достаточно включить в работу котел с отопительным
агрегатом и водоциркуляционный насос. При необходимости прогрева пассажирских помещений вагонов
дополнительно включают вентиляционную установку. Поскольку электродвигатели отопительного
агрегата, водоциркуляционного насоса и вентилятора получают питание от аккумуляторной батареи,
необходимо постоянно подзаряжать ее.
Котел-обогреватель (рис. 16) прямоугольной формы с наружными габаритными размерами
590 X 590 X 1 530мм сварен из листовой стали толщиной 4мм и состоит из наружного кожуха
и огневой коробки (4). Верхняя (2) и нижняя (12) части кожуха соединены между собой болтами
при помощи фланцевого соединения (5). Между кожухом и огневой коробкой котла находится вода.
Для увеличения поверхности нагрева в верхней части огневой коробки имеется девять кипятильных
труб (3), а в нижней части, выложенной шамотом, расположен люк (6) для наблюдения за камерой
сгорания и отверстие для отопительного агрегата (8).
Отопительный агрегат установлен на кронштейне (9), который прикреплен к облицовке (7)
шуровочного отверстия. Продукты сгорания из котла удаляются через патрубок 13 и трубу
диаметром 184мм, изготовленную из стального листа толщиной 2мм и защищенную снаружи кожухом
диаметром 275мм. Котел прикреплен к раме вагона четырьмя болтами. Производительность его
30 000 ккал/ч.
Водоциркуляционный насос предназначен для обеспечения циркуляции горячей воды через
охлаждающую систему дизеля, секции охлаждения и калорифер. Насос состоит из чугунного
корпуса, в котором размещен стальной вал с рабочим колесом из бронзы. Вал вращается в
бронзовых подшипниках и соединен с электродвигателем муфтой. Производительность насоса
2—3 л/сек. Для привода насоса установлен электродвигатель постоянного тока мощностью 0,75 квт
при напряжении 48—60 в и числе оборотов 1 500 в минуту.
Отопительные агрегаты "Унитерм" (рис. 17, а), которые установлены на первых поездах, и
"Вилати" (рис. 17, б) — на дизель-поездах с Д1 306, предназначены для нагрева воды и состоят
из следующих основных деталей: преобразователя, вентилятора, топливного насоса с форсункой
и электроаппаратуры.
Преобразователь (13) мощностью 0,27 квт развивает 1 500 об/мин и, работая как электродвигатель,
получает напряжение 50 в от аккумуляторной батареи. Одновременно с этим он служит генератором
переменного тока напряжением 35 в, которое подается на трансформатор зажигания (19), где
повышается до 10 500 в, и оттуда попадает на электроды (11). Преобразователь приводит во
вращение вентилятор (8), который подает до 140 м3/ч воздуха при давлении 24 мм вод. ст., и
при помощи упругой муфты — 22-шестеренчатый топливный насос (16). Топливо подается по
трубопроводу (18) к форсунке (2), которая вместе с электрододержателями (10) закреплена в
кронштейне (4) (Унитерм) или в специальной трубе (3) (Вилати).
Вентилятор (8) засасывает воздух через регулируемую заслонку (14) и подает его сквозь отверстия
распылительного диска (12) и воздушный конус (1) в камеру сгорания, где образуется горячая
смесь, которая воспламеняется от искр, возникающих между электродами.
Агрегат работает на дизельном топливе. Производительность его регулируется изменением
давления подаваемого топлива, которое контролируется по манометру (23) и устанавливается 7—25
кГ/см2 для агрегата Унитерм и 10—20 кГ/см2 для Вилати.
Рекомендуемая производительность для агрегата "Унитерм" 7—10 л/ч при давлении 10 кГ/см2
и 9,5 л/ч для "Вилати" при 16 кГ/см2. Давление топлива изменяется специальным клапаном,
который регулируют болтом (17). При помощи термостатов, фотоэлементов и реле времени
обеспечивается полностью автоматическая работа отопительных агрегатов. После поворота
рукоятки пакетного выключателя в релейном шкафу отопительный агрегат начинает работать
спустя 10—15 сек и автоматически отключается при нагреве воды в системе до 70±5° С. Если
агрегат не отключится при этой температуре, то произойдет аварийное отключение при
температуре 90° С, но это уже будет сопровождаться световым сигналом, который указывает на
наличие неисправности. При понижении температуры ниже 60° С агрегат вновь автоматически
включается в работу.
В обоих агрегатах установлены шестеренчатые топливные насосы, имеющие фильтры и
быстродействующие клапаны, прекращающие подачу топлива при остановке агрегата.
Заслонки, через которые поступает воздух в камеру сгорания, автоматически закрываются при
выключении преобразователя, тем самым при неработающем агрегате прекращается доступ
холодного воздуха в нагретый котел.
Агрегат "Вилати" в отличие от "Унитерм" может работать на более вязком топливе, экономичнее
и имеет более простую и надежную схему управления.
Несмотря на ряд видимых преимуществ, в последние годы на обычных дизель-поездах Октябрьской
дороги в частности, котлы-подогреватели с отопительными агрегатами не используются. Прогрев
состава во время отстоя производится периодическим запуском основного дизеля.